Электродвигатели серии МАП, ВМАП предназначены для привода судовых механизмов, работающих в кратковременных и повторно-кратковременных режимах работы. Электродвигатели серии ВМАП работают в условиях умеренного морского климата ( температура окружающего воздуха от – 40 до + 40 0 С) и устанавливаются в судовых помещениях, где периодически могут образовываться взрывоопасные смеси газов и паров легковоспламеняющихся жидкостей с воздухом, а также химически агрессивные среды ( 0,005 мг паров азотной кислоты на 1 л воздуха).
Электродвигатели серии МАП могут работать на судах неограниченного района плавания ( температура окружающего воздуха от – 40 до + 45 0 С).
Обозначение типоразмеров электродвигателей расшифровывается так:
МАП421- 4ОМ1 ( М — морской; А — асинхронный; П – полюсно — переключаемый; 4- условный габарит по диаметру; 2- порядковый номер серии; 1 –условный габарит по длине; 4- число полюсов; ОМ- климатическое исполнение; 1- категория размещения);
ВМАП ( В — взрывонепроницаемый; М — морской; А- асинхронный; П — полюсно-переключаемый).
Двигатели этой серии должны иметь при необходимости достаточный диапазон регулирования частоты вращения. Это достигается использованием полюсопереключаемых, или независимых обмоток статора. Наиболее важным требованием, предъявляемым к таким двигателям, является наименьшее значение динамического фактора, определяемого произведением (GD2·n2), где G — масса ротора, D — диаметр ротора, n — частота вращения ротора. Это требование обеспечивает хорошие динамические свойства и минимальные затраты энергии на разгон. С этой же целью используется переключение числа полюсов обмотки статора при постоянном моменте, т. е. с реализацией наибольшей мощности при наибольшей скорости.
Электродвигатели имеют два основных исполнения: с гладким стальным корпусом и с литым оребренным корпусом. Степень защи-щенности двигателей IР55 и IР56. Конструкция двигателей рассчитана на значительные механические перегрузки при пусках, торможениях и внешних ударных воздействиях.
Короткозамкнутая обмотка ротора выполняется, как правило, из алюминиевого антикоррозионого сплава с повышенным удельным сопротивлением, а в отдельных случаях из медных стержней с приваренными латунными короткозамыкающими кольцами. Обмотки роторов выполняются с особой тщательностью для обеспечения высокой прочности и надежности. Особенностью конструкции двигателя является относительно малый диаметр ротора при большой глубине пазов статора, что позволяет размещать на статоре до трех отдельных обмоток и одновременно уменьшить момент инерции ротора.
Исполнение двигателей М101, М301, а также М201 (первый и второй габарит новой серии).
К электродвигателям серии МАП могут пристраиваться водозащищенные дисковые тормоза переменного тока серии ТМТ… ОМ1 или постоянного тока серии ТДП6А (для электрдвигателей 6-го габарита с внешним обдувом), которые монтируются на подшипниковых щитах электродвигателей со стороны, противоположной приводу.
Обозначение серии тормозов ТМТ…ОМ1 расшифровывается следующим образом: Т- тормоз; М — морской; Т — трехфазный; ОМ — климатическое исполнение; 1- категория размещения.
Условия работы тормозов аналогичны условиям работы электродвигателей серии МАП.
К электродвигателям серии ВМАП могут пристраиваться водозащищенные взрывонепроницаемые дисковые электромагнитные тормоза серии ВТМТ, условия работы которых аналогичны условиям работы электродвигателей. Обозначение серии тормозов ВТМТ расшифровывается следующим образом: В — взрывонепроницаемый; М- морской; Т- трехфазный.
Срок службы электродвигателей серии МАП и тормозов серий ТМТ и ТДП составляют не менее 25 лет, а электродвигателей серии ВМАП и тормозов серий ЕТМТ- 5 лет до капитального ремонта.