Электродвигатели серии 4А. Двигатели серии 4А, по сравнению с двигателями предыдущих единых серий имеют меньшие массу и габариты, большие пусковые моменты и повышенную надежность. Это достигнуто за счет применения электротехнической стали с меньшими удельными потерями и большей магнитной проницаемостью, современных нагревостойких и высокопрочных изоляционных материалов, более совершенной системы вентиляции, а также за счет усовершенствования технологии производства. Двигатели серии 4А общего применения имеют высоту оси вращения в пределах 56÷355 мм и мощность в пределах 0,12….400кВт. По степени защиты предусмотрены два исполнения: закрытое обдуваемое (IР44) и защищенное (IР23).
Для судов предусмотрены модификации серии 4А — 4АП … ОМ2, 4А … РОМ5, 4А … РЗРОМ5.
Электродвигатели серии 4АП … ОМ2 разработаны на базе общесоюзной серии 4А и представлены для привода судовых осевых вентиляторов системных и встроенных в воздухоохладители продолжительного (S1) режима работы на судах неограниченного района плавания (температура окружающей среды от –40 до +500 С), категорий размещения 2, 3, 4 и 5 по ГОСТ 15150-69.
Обозначение типоразмера 4АП63В2ОМ2 электродвигателей рас-шифровывается следующим образом: 4 – порядковый номер общесоюзной серии; А – асинхронный; П – закрытое исполнение электродвигателя, обдуваемого вентилятором заказчика; 63 – высота оси вращения в миллиметрах; В – условная длина сердечника статора; 2 – число полюсов; ОМ – климатическое исполнение для неограниченного района плавания; 2- категория размещения.
Расчетный срок службы электродвигателей серии 4АП…ОМ2 составляет не менее 20 лет при общей наработке не менее 20 000 ч для обмотки статора, не менее 10 000 ч для подшипников и не более 40 000 ч для остальных активных частей. Вероятность безотказной работы двигателя составляет 0,8 для высот оси вращения от 56 до 132 мм и 0,9 для высот 160 и 180 мм в течение 10 000 ч наработки.
Электродвигатели серий 4А…РОМ5 и 4А…РЗРОМ5 разработаны на базе общесоюзной серии 4А и предназначены для привода рыбообрабатывающих и рыботранспортирующих механизмов, зубчатых мотор – редукторов, устанавливаемых в технологических цехах рыбообрабатывающих судов, и других механизмов продолжительного (S1) режима работы на судах неограниченного района плавания (температура окружающее среды от – 40 до +400 С), категория размещения 5.
Обозначение типоразмера 4А90L4P3POM5 электродвигателей расшифровывается следующим образом: 4-порядковый номер общесоюзной серии; А — асинхронный; 90- высота центров в миллиметрах; L- установочный размер по длине статора; 4- число полюсов; Р3- для привода редукторов (зубчатых)); Р- для рыбопромысловых судов; ОМ — климатическое исполнение; 5- категория размещения.
Помимо двигателей основного исполнения, предназначенных для применения в приводах, не предъявляющих специальных требований в отношении режима работы и условий эксплуатации, предусмотрены модификации электродвигателей:
— с повышенным пусковым моментом (4АР…..УЗ);
— с повышенным скольжением (4АС…..);
— тихоходные (2р=10 и 2р =12);
— многоскоростные (на две, три и четыре скорости, 2р=4/2; 6/4; 8/4; 6/4/2; 8/4/2; 8/6/4; 12/6; 12/8/6/4);
— на частоту сети 60 Гц;
— однофазные;
— встраиваемые в механизм (4АВ …..);
— с встроенным электромагнитным тормозом (4А….. Е);
— малошумные (4А…..НУЗ);
— с повышенной точностью по установочным размерам (4А….П);
— химостойкие (4А…..ХУЗ);
— влагоморозостойкие (4А….. У);
— тропические (4А ….. Т2);
— для крайнего Севера (4А ….. ХЛ);
— для сельского хозяйства (4А ….. СХУЗ);
— для рыбообрабатывающих установок (4А ….. РОМ);
— для морского флота и др.
Для обеспечения высоких энергетических показателей, хороших пусковых характеристик и наиболее полного использования материалов в вышеперечисленных двигателях выбраны оптимальные соотношения между длиной и внешним диаметром сердечников статора. Число пазов ротора во всех случаях меньше числа пазов статора, а их соотношение соответствует рекомендациям, которые позволяют уменьшить добавочные потери, приблизить форму кривой поля в зазоре к синусоидальной и снизить влияние паразитных моментов.
С этой же целью используются полузакрытые трапециеидальные пазы статора и закрытые или полузакрытые пазы ротора.
Нагревостойкость изоляции обмоток статора при высотах оси вращения h соответствует классам нагревостойкости:
h= 56÷ 63 мм класс Е;
h= 71÷132 мм класс В;
h= 160÷355 мм класс F.